стрелкаОглавление
5. Новое время
6. Классическая немецкая философия
7. Современная философия
8. Русская философия стрелка
Современная философия: постмодернизм
Русская философия – направления
Русская философия XIX – начала XX в
Славянофилы
Западники

Славянофилы: у России особая историческая миссия

Славянофилы: у России особая историческая миссия – быть хранительницей христианских ценностей

Ответ на философическое письмо Чаадаева не замедлил себя ждать. Алексей Степанович Хомяков (1804-1860) указал Чаадаеву в эссе "Несколько слов о "Философическом письме"" на то, что выбор именно православия предопределил России историческое предназначение – быть хранительницей христианских истин.

"Сочинитель [Чаадаев] говорит: "Что делали мы в то время, когда в жестокой борьбе варварства северных народов с высокой мыслию религии возникало величественное здание нового образования?" Мы принимали от умирающей Греции святое наследие, символ искупления, и учились слову; мы отстаивали его от нашествия Корана и не отдали во власть папы; сохраняли непорочную голубицу, перелетавшую из Византии на берега Днепра и припавшую на грудь Владимира" ( А. С. Хомяков, "Несколько слов о "Философическом письме"").

Значительным событием в развитии славянофильских идей стала книга Николая Яковлевича Данилевского (1822-1885) "Россия и Европа". В ней Данилевский доказывает, что общечеловеческая цивилизация возможна только как единство различных самобытных культурно-исторических типов, каждый из которых по-своему реализует идею человеческого духа. В противоположность В. С. Соловьеву Данилевский считает, что единое мировое государство, управляемое одним правительством, губительно для человечества.

Подражание Европе есть болезнь, которая может окончательно лишить Россию внутренней силы и сделать се существование бесполезным. Историческое предназначение России в том, чтобы стать столицей обширного славянского мира. "Православие, славянство и крестьянский надел" – нравственный, политический и экономический идеал славянского культурного типа. "Итак, с какой бы стороны мы ни подступали к делу, всеславянская федерация, с Россией во главе, со столицею в Царьграде – вот единственно разумное, осмысленное решение великой исторической задачи, получившей в последнее время название восточного вопроса…. Всеславянский союз имел бы своим результатом… равный и справедливый раздел власти и влияния между… Европой, Славянством и Америкой" (Н. Я. Данилевский, "Россия и Европа").

Владимир Сергеевич Соловьев (1853-1900) пытался осуществить синтез православия с достижениями науки и философии второй половины XIX в. С этой целью он пытался объединить в одно целое взгляды ранних славянофилов, а также учения Шеллинга, Шопенгауэра и Гартмана (Эдуард Гартман – немецкий иррационалист, 1842-1906) и на их основе создать систему "цельного знания". Традиционное православие, считал он, бесплодно, ибо построено на догматическом отрицании достижений новоевропейской философии и науки. Аналогично и новоевропейская философия и наука утратили единство с религией. Необходима новая форма целостного знания – "философия всеединства". В создании такой философии состоит историческая миссия России. "Осуществление этого универсального синтеза науки, философии и религии должно быть высшей целью и последним результатом умственного развития. Достижение этой цели будет восстановлением совершенного внутреннего единства умственного мира" (В. С. Соловьев, "Кризис западной философии").

Нравственность человека не зависит от материальных (экономических, юридических) условий его жизни. Люди но природе враждебны друг другу. Мирную и благочестивую жизнь может обеспечить только объединение всех христиан под руководством вселенской церкви и философии всеединства.

Центральное понятие философии всеединства – Бог. Бог есть абсолютно-сущее, причина всякого множественного бытия, которое он объединяет, но с которым он, будучи абсолютным, никогда не совпадает. Божественной идеей, творчески объединяющей бытие, выступает мировая душа. Соловьев присваивает ей имя собственное – София. В человеке душа мира "освещается", достигает по мере развития человечества стадии полноты и действительности бытия, называемой Богочеловечеством. На этой стадии человек осознает единство самого себя с Богом и космосом; истины, красоты и добра; науки, философии и религии; общества, государства и церкви.

Николай Александрович Бердяев (1874-1948) – религиозный экзистенциалист. Доказывает в "Философии свободы", что без веры в Бога человек не способен обрести подлинную свободу По его мнению, свобода человека предшествует его бытию. Причина свободы человека – в первичности "ничто", которое по своей природе иррационально, предшествует и Богу, и сотворенному им миру. Бог не отвечает за свободу человека и происходящие от нее страдания и зло. Человек нуждается в Боге как окончательном смысле своего бытия, Бог нуждается в человеке как условии реализации своей миссии в мире. Поэтому только осознанная любовь к Богу делает человека по-настоящему свободным, а христианство – религией свободы.

Лев Исаакович Шестов (Шварцман) (1866-1938) – религиозный экзистенциалист. Объяснял происхождение зла на земле подавленностью человека разумом. В книге "Афины и Иерусалим" доказывал, что необходимо вернуться от греческого мира прославления разума к "забытому Богу". Разум не объясняет трагедии бытия человека, "тайны вечного" – смерти, не решает проблем, стоящих перед человеком. Человек выше всякой науки. Только вера в Бога, абсолютно исключающая расчет и корысть, может сделать человека свободным. "Вера начинается тогда, когда по всем очевидностям всякие возможности кончены, когда и опыт и разумение наше без колебаний свидетельствуют, что для человека нет и быть не может никаких надежд" (Л И. Шестов, "Николай Бердяев (Гнозис и экзистенциальная философия)").

Вера дает человеку свободу. Поэтому свобода приобретается вопреки разуму и знанию; она – преодоление необходимости законов природы и норм общечеловеческой .морали. "От законности и правильности, то есть от высших общественных и моральных идеалов нужно безусловно отказываться: все идеалы – добыча морали и лжи" (Л. И. Шестов, "На весах Иова"). "Задача человека не в том, чтобы принять и осуществить в жизни истины разума, а в том, чтобы силой веры рассеять эти истины: иначе говоря – отречься от дерева познания и вернуться к дереву жизни" (Л. И. Шестов, "Киркегард и экзистенциальная философия").

Николай Онуфриевич Лосский (1870-1965), следуя во многом монадологии Лейбница, рассматривал мир как иерархию идеальнореальных субстанциальных деятелей. Главный принцип иерархии – "все имманентно всему", что повторяет известный тезис Анаксагора "все во всем".

"Такое конкретно-идеальное бытие, поскольку оно есть деятельный источник временных процессов, обладает силою, а поскольку проявления его суть его принадлежности, оно может быть названо также старым термином субстанция или для большей ясности словом субстанциальный деятель" (Н. О. Лосский, "Мир как органическое целое").

Бог есть высший вневременной и внепространственный деятель, независимый в своем существовании от сотворенного им мира. Если субстанциальные деятели руководствуются эгоистическими мотивами и стремятся к наслаждениям, их действия нарушают правильное соотношение ценностей и в конечном итоге обрекают их на душевные и телесные страдания. В этом заключается источник мирского зла; он состоит в односторонней любви себя и забвении Бога.

Основоположник русского космизма – Николай Федорович Федоров (1829-1903), научные представители – Владимир Иванович Вернадский (1863-1945), Константин Эдуардович Циолковский (1857-1935) и Александр Леонидович Чижевский (1897-1964). Основная идея русского космизма состоит в том, что человечество, человеческий разум – не случайный продукт эволюции Вселенной, что между человеком и космосом существует фундаментальная связь, что человеческий фактор со временем превратится в космический. Федоров в "Философии общего дела" доказывал, что природа неразумна, разрушительна, и что только человек способен внести в нее "волю и разум". Он выдвинул идею "регуляции природы", превращения солнечной системы в "хозяйственную силу". Он же предложил оригинальный способ борьбы со смертью: чтобы победить смерть в космическом масштабе, человечество должно научиться обращать энергию рождения в энергию воскрешения. Циолковский, развивая тему бессмертия человечества, указал на три условия решения этой задачи: научно-технический прогресс, расширенное воспроизводство разумных существ и их объединение в одну общую цивилизацию. Императив космической цивилизации: запрещается все, что ведет к страданию и злу. Вернадский доказывал в своих естественнонаучных работах, что человек – антропогенный фактор и ответствен за сохранение жизни на Земле. Ему же принадлежит предсказание о превращении биосферы в ноосферу (сферу разума), в которой разум и направляемый им труд превращаются в полноценный эволюционный фактор. Чижевский предположил, следуя ионийским философам, что все существующее во Вселенной должно иметь один субстрат – электрон и один общий принцип кругообращения. Отсюда следует, что жизнь – явление космическое и не случайное, что все в природе влияет на все (солнечная активность, в частности, влияет на возникновение и развитие эпидемий на Земле).

Светлов В. А.
История философии в
схемах и комментариях

Дальше → Западники: Россия – участник мирового исторического процесса

стрелкаОглавление
5. Новое время
6. Классическая немецкая философия
7. Современная философия
8. Русская философия стрелка
Современная философия: постмодернизм
Русская философия – направления
Русская философия XIX – начала XX в
Славянофилы
Западники