Предыдущая страница Динамика общества как саморазвивающейся системы |
Содержание | Следующая страница Глава VII. Философия профессиональной деятельности |
Основными подсистемами общества являются экономика, политика, право, культура, которые теснейшим образом взаимосвязаны друг с другом, не теряя при этом своей специфики и самодостаточности. Рассмотрим, прежде всего, понятие экономики, экономические основы общества, акцентируя внимание на философской рефлексии над основаниями экономической жизни.
Слово "экономика" имеет древнегреческое происхождение. Оно представляет собой соединение двух греческих слов "хозяйство" и "закон", так что в буквальном смысле слово экономика следовало бы трактовать как хозяйство, ведущееся в соответствии с законами, правилами. В наше время понятие "экономика" имеет несколько значений.
1. Народное хозяйство, включающее отрасли материального производства и непроизводственной (социально-культурной) сферы.
2. Совокупность знаний о хозяйстве и связанной с ним деятельности людей; научная дисциплина, занимающаяся изучением отраслей (секторов) материального производства и непроизводственной сферы (промышленность, сельское хозяйство, экономика образования, науки и т. д.); механизмов использования разнообразных, чаще всего ограниченных, ресурсов в целях обеспечения жизненных потребностей людей и общества и др. В данном смысле экономика отлична от вышеизложенного понимания экономики как хозяйственной системы, т. е. экономики в ее непосредственном, натуральном проявлении. Здесь речь идет об экономике как совокупности знаний о хозяйственной системе. Это второе значение слова экономика означает экономическую науку или экономическую теорию (в англоязычной литературе используется термин "экономике").
3. Некоторые исследователи наряду с пониманием экономики как хозяйственной системы и экономики как совокупности знаний о хозяйственной системе выделяют и третье ее значение. Они характеризуют экономику как отношения, возникающие между людьми в связи с процессами производства, распределения, обмена, потребления товаров в ходе этих процессов.
Таким образом, в целом экономика - это хозяйство, наука о хозяйстве и хозяйствовании и отношения людей в процессе хозяйствования.
Важнейшим компонентом экономики является производство. Производство - общественный процесс, в котором люди, определенным образом соединяясь для совместной созидательной деятельности, создают материальные и духовные ценности, услуги, виды информации и т. п., выступающие в качестве нового продукта. В иной трактовке под производством понимают создание любого экономического продукта и сопутствующее ему преобразование ресурсов, связанных с использованием человеческого труда. Иначе говоря, всегда, когда человек создает какой-либо продукт (материально-вещественный, услугу, информацию, духовную ценность), имеет место производство. Производство является становым хребтом всей экономики.
Политика (от греч. politika - государственные и общественные дела) - социальная деятельность в политической сфере общества, направленная на формирование, исследование и проектирование различных форм государственного управления; многообразных государственно-административных институтов; морально-правовых норм; отношений и институтов власти, механизмов ее достижения, удержания, укрепления и реализации. Это отношения между социальными группами и их лидерами по поводу, главным образом, государственной власти. Политика включает в себя деятельность органов власти, объединений граждан и отдельных лиц в сфере отношений между государствами, нациями, большими группами людей, классами, устремленную к реализации своих интересов, завоеванию, обладанию и использованию политической власти; участие в делах государства, определение его форм, задач и содержания деятельности; отхватывает не только государственное, но и внегосударственное регулирование и оптимизацию общественных отношений, выходя за рамки государственного регулирования и пронизывая различные уровни общественной жизни от институтов до общественных движений и объединений; обеспечивает формирование и функционирование механизмов хранения и передачи политических ценностей, становления новых форм политических отношений и управления.
Политика выступает и как программа действия или сами действия по осмыслению и решению проблем, стоящих перед обществом, и как сфера общественной жизни с различными политическими направлениями, группами и интересами; и как институт власти (правительство, парламент, партии, полиция и др.); и как "искусство возможного" и "искусство управления", поскольку невозможна без фантазии, интуиции, личного опыта, творческой смелости и элементов игры. Политика - наука и искусство жить в обществе, руководить им и управлять людьми.
Субъектами политики являются индивид, малая социальная или профессиональная группа, нация, класс, элита, общественные движения, объединения и другие социальные общности. Многомерность политики, разноречия в трактовке ее целей, задач, содержания, обособление политики в автономную сферу жизни общества, необходимость исследования политики в различных социокультурных контекстах стали причинами формирования в социальной философии такого раздела, как философия политики.
Философия политики - исследовательская область философии, анализирующая наиболее общие основания, границы и возможности политики, ее цели и идеалы, методологию политического знания, методы проектирования и создания новых политических институтов и систем, соотношение в ней объективного и субъективного, закономерного и случайного, сущего и должного, рационального и внерационального, специфические проявления политики и политического дискурса в различных культурах, статус политического дискурса и меру его автономности относительно других сфер общественной жизни.
Феномен власти приоткрывает тайну самой политики, политических институтов, политических движений, страсти к ее завоеванию и осуществлению. По словарю В. И. Даля, "власть - право, сила и воля над чем-то, свобода действий и распоряжений; начальствование; управление... Властвовать - управлять, властно господствовать, повелевать, распоряжаться... Властолюбие - любоначалие, страсть к господству, к властвованию... Властолюбец - человек, безмерно любящий властвовать, начальствовать, никому не желающий подчиниться" [43]. Доминирование властной воли, волевое отношение между людьми является специфическим признаком власти.
Во властных отношениях предполагается: наличие не менее двух субъектов, которыми могут выступать как отдельные лица, так и коллективно действующие (партия, организация, учреждение, комитет и т. п.); выражение воли осуществляющего власть, подчинение того, над кем осуществляется власть, тому, кто ее осуществляет. В этой связи природа власти такова, что она отчасти опирается на одобрение наиболее авторитетной части людей и кончается там, где начинается насилие (хотя она и предполагает угрозу применения силы или насилия). Неспособность же субъекта власти обеспечить согласие людей без использования физического насилия означает, что власти не существует, а есть попытка оказать давление. Хотя власть и требует подчинения, но люди, подчиняясь ей, не жертвуют своей свободой, поскольку, как писал В. Соловьев, требование личной свободы, чтобы оно могло осуществиться, уже предполагает стеснение этой свободы в той мере, в какой она в данном состоянии человечества несовместима с существованием общества или общим благом.
Какие можно выделить общие характеристики подходов к определению сущности власти, учитывая ее многообразие? Власть включает в себя понятие о способности и возможности, господстве и подчинении. Без подчинения нет власти, как без власти нет подчинения. Властвовать - значит, налагать свою волю на волю других. Власть - это реальная способность тех или иных социальных сил или личности осуществлять свою волю по отношению к другим социальным силам или личности.
Отношения власти предполагают наличие субъекта и объекта (или второго, пассивного субъекта), отношений господства и подчинения, побуждения к действию и его совершения по желанию первого субъекта. Власть возникает в отношениях между людьми, группами людей, обществом и его частями, т. е. субъектами, наделенными сознанием, волей, способностью действовать. Субъектами власти могут быть отдельные личности, организации, общности людей, союзы государств, мировое сообщество.
К универсальным свойствам власти относятся: всеобщность, т. е. функционирование во всех сферах общественной жизни и политических процессах; способность проникать во все виды деятельности, объединяя или разъединяя людей, общественные группы: пространство власти может быть совсем малым, скажем, личность самого человека, семья, и предельно большим - государственная власть, власть религий, идеологий, международных структур.
Выделяют следующие принципы власти в зеркале субъекта власти:
• принцип сохранения власти, в котором отношение к власти рассматривается как превалирующая, едва ли не единственная ценность. В соответствии с этим главное здесь - сохранение, удержание и умножение власти. Поскольку принцип сохранения является силовым показателем (с властью добровольно не расстаются), реализация этого принципа требует целеустремленности, решительности, доходящей порою до жестокости и бескомпромиссности;
• принцип действенности также требует сильных проявлений человеческого характера. Власть утрачивает свой статус, теряя дееспособность и решительность, умение справиться с обстоятельствами. Без необходимой воли власть недееспособна, мягкотела, но и без твердых знаний власть также обнаруживает свои наиболее слабые стороны - она необузданна, в высшей степени непредсказуема. Вместе с тем сила власти не равнозначна власти сил. "Пушки - последний довод королей", и поэтому к удержанию власти силой прибегают как к крайнему средству, когда другие средства "не срабатывают". В соответствии с этим властитель наряду с решительностью должен быть взвешенным, рациональным, терпимым, умеющим избегать крови, импульсивных действий, надрывности, насилия. Произвол власти всегда сопровождается агрессивностью. Лучшим средством для удержания власти является опора на закон, т. е. принцип легитимности. Человек свободен, когда повинуется не людям, а закону;
• принцип коллегиальности, в котором реализуется установка власти на партнерство, кооперативность. Умиление этого принципа неизбежно приводит к вождизму, деградации личностного измерения власти трансформации в тиранию, диктат. Высокомерие, самомнение без элементов самокритичности и разумной оценки приводит в конце концов к разрушению власти, которому сопутствуют толпы наушников, угодников, тяга к помпезным сценариям и наградам;
• принцип скрытности, согласно которому власть пользуется широким спектром неявных средств и инструментов (закрытые встречи, секретная переписка, тайная дипломатия). Раньше времени говорить правду чрезвычайно опасно для власти, в соответствии с чем существует временной интервал рассекречивания.
Существует множество классификаций власти. Выделяют власть в бесклассовом и классовом обществе. с точки зрения формационного подхода, власть классифицируют на первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую, социалистическую. По функциям органов власти различают законодательную, исполнительную и судебную власть. По способам организации власти - монархическую, республиканскую. По степени институализации - правительсвенную, федеральную, городскую, сельскую, муниципальную. По количественному признаку - единоличную, олигархическую, полиархическую. По правовому признаку - законную и незаконную, легальную и нелегальную. По признанию власти обществом - легитимную и нелигитимную. По сферам общественной жизни - экономическую, политическую, социальную, духовно-информационную.
К наиболее важным, общественно значимым функциям политической власти можно отнести следующие: поддержание общественного порядка и стабильности; выявление, ограничение и разрешение конфликтов; достижение общественного согласия (консенсуса); принуждение во имя социально значимых целей и сохранения стабильности; управление обществом.
Право - это система социальных норм и отношений, охраняемых силой государства и выражающих требования формального равенства. В силу того, что право имеет общеобязательный характер, его применение и реализация при необходимости обеспечивается государственным принуждением, для чего может быть использован специальный аппарат (полиция, суд, армия и др.). В силу своей общеобязательности право отличается от других социальных норм (морали, религии и др.). Право выражается в официальной форме, оно имеет свои источники, например, законы. К общим принципам права, которые распространяются на всю систему права, относятся принципы справедливости, равноправия, гуманизма, демократизма и др. Кроме этого, имеются межотраслевые принципы права, охватывающие две или более отраслей права, а также отраслевые, проявляющиеся в конкретной отрасли права (например, принцип свободы трудового договора в трудовом праве). В праве выражается политика государства, так как правовые нормы издаются государством. Философия права - научная дисциплина, а также философское учение, исследующие проблемы права в его онтологическом, познавательном и аксиологическом измерениях.
Философия права - рассматривает право в его различении и соотношении с законом. Предмет философии права охватывает весь мир права во всех его проявлениях и определениях. Это понимание распространяется не только на закон, но и на основной компонент общественно-политической жизни - государство, которое трактуется как определенный политический институт. Предметное поле философии права включает, помимо правовых характеристик государства, его законодательной, законозащитной и иной деятельности, и такие философско-правовые вопросы, как право и государство, человек - общество - государство, правовые формы организации государства, методы и приемы юридической аргументации, природа юридического доказательства, соотношение прав и обязанностей, договор, правоотношение, проблемы преступности, смертной казни и т. д.
Взаимодействие права с политикой государства способствует функционированию целостного политического сознания. Политическое сознание - отражение политики социальными общностями и индивидами, сложный духовный феномен, совокупность общезначимых для данного социума знаний, ценностей, норм, убеждений, верований, в которых отражается политика как особая форма социальности. Одним из важнейших проявлений политического сознания является идеология.
Идеология - консолидирующая система идей, сплачивающих различные слои населения, определяющих их ценностные ориентации, моральные нормы, определенный образ жизни, их социальную активность. Это социально значимая и теоретически оформленная система идей, в которой отражаются глубинные интересы соответствующих социальных групп и слоев и которая призвана закрепить или изменить общественные отношения. Как народ, так и политическая власть, лишенные консолидирующей государственно-национальной идеи, понятной, переживаемой, принимаемой и реализуемой большинством народа, не могут добиться стабильного развития общества, закрепить собственные национальные интересы, обеспечить динамичное развитие страны как свободного и независимого субъекта международного сообщества. Исключение всяческой монополии, идеологической или властной, является оптимальным вариантом взаимоотношения идеологии и политики, их равноправного положения по отношению друг к другу.
Что собой представляет государство и каков его статус в политической системе общества?
Государство - основной институт политической системы и политической организации общества, создаваемый для организации жизнедеятельности общества в целом и проведения политики правящих классов и других социальных групп и слоев населения. Характерными признаками государства являются: наличие системы органов и учреждений, реализующих функции государственной власти; право, закрепляющее определенную государством систему норм и отношений; территория, на которую распространяется юрисдикция данного государства; народ, населяющий эту территорию; суверенность, т. е. исключительное право представлять официально все общество внутри страны и за рубежом, издавать законы и творить правосудие. Для государства характерно наличие гражданства и, кроме абсолютных монархий, конституции; только государство может устанавливать и собирать налоги. Государство имеет собственный герб, флаг, гимн.
Рассматривая причины возникновения государства, исследователи выделяют следующие факторы: углубленное общественное разделение труда, выделение управления в целях повышения его эффективности в специальную отрасль общественной деятельности; возникновение в ходе развития общественного производства частной собственности, классов и эксплуатации-, демографические факторы, которые заключаются в изменении воспроизводства самого человека: рост численности и плотности населения, переход народов от кочевого к оседлому образу жизни, запрет кровосмешения и упорядочение брачных отношений; антропологические факторы, в рамках которых государство, подобно семье, есть естественная, органически присущая человечеству на определенной стадии развития высшая форма общежития; психологические, рациональные и эмоциональные факторы. Государство рассматривается как плод человеческого разума, созревший под влиянием определенных потребностей и эмоций человека. Эта точка зрения характерна, в частности, для договорных (контрактных) теорий государства.
Основными элементами государства являются территория, население, публичная власть. Территория составляет физическую, материальную основу государства. Население государства - это совокупность людей, проживающих на данной территории. Постоянное население данной территории имеет, как правило, устойчивую связь с государством в виде подданства или гражданства и пользуется его защитой внутри страны и за ее пределами. Важным атрибутом государства является наличие отделенной от общества публичной власти.
В зависимости от основания классификации выстраиваются следующие типологии государства: по классовому признаку - рабовладельческое, феодальное и т. д.; по форме государственного устройства - унитарное, федерация, конфедерация; по виду режима - демократическое, авторитарное, тоталитарное, иногда выделяется либеральное государство.
Важнейшее значение в современной философии общества отводится понятию правового государства. Правовое государство - это государство, ограниченное в своих действиях правом. В правовом государстве функционирует режим конституционного правления, существует развитая и непротиворечивая правовая система, эффективный социальный контроль политики и власти.
Отличительными признаками правового государства являются следующие.
1. Верховенство закона, выражающего правовые принципы общества. Законы правового государства опираются на Конституцию страны и обладают наивысшей обязательной силой по сравнению со всеми иными нормативными актами, издаваемыми государственными органами.
2. Всеобщность права, связанность правом самого государства и его органов. Государство, издавшее закон, не вправе его же само нарушать.
3. Взаимная ответственность государства и личности. Не только гражданин или отдельные организации и учреждения несут ответственность перед государством за выполнение своих обязанностей, но и государство, его должностные лица ответственны за свои действия перед гражданами.
4. Разделение властей. В соответствии с принципом разделения властей власть не должна быть сосредоточена в руках одного лица или одного органа, а должна быть рассредоточена между различными ветвями власти, чтобы избежать деспотизма.
5. Незыблемость свободы личности, ее прав, чести и достоинства. Первооснова правового государства - признание прав и свобод человека и гражданина, их уважение, соблюдение и защита со стороны государства.
6. Наличие эффективных форм контроля и надзора за соблюдением прав и свобод граждан, реализацией законов и других нормативных актов, гибкого механизма гарантий свободы народного волеизъявления.
Для становления и развития правового государства важно гармоничное взаимоотношение политики, морали и права, хорошо развитая система политической культуры.
Политическая культура - это система исторически сложившихся, относительно устойчивых установок, убеждений, представлений, моделей поведения, проявляющихся в деятельности субъектов политического процесса.
Политическая культура выполняет ряд функций в обществе: воспроизводства определенной системы общественных отношений; обеспечения исторической преемственности и непрерывности политического процесса. Через политическую социализацию политическая культура связывает поколения, обеспечивает передачу опыта, традиций, норм политической жизни; интеграционную, объединяя различные слои населения, помогая сориентироваться в сложных обстоятельствах; информационно-нормативную, поскольку политическая культура содержит знания, традиции, ценности, на основе которых осуществляется политика, функционирует политическая система общества.
Можно выделить три основных модели взаимодействия морали и политики.
1. Мораль подчиняет практическую деятельность людей, включая политику. Это характерно для:
• христианских учений, в которых сформировались такие нравственные принципы и правила, как "не убий", "люби врагов своих как самого себя" и т. п.;
• подходов гуманистов с их нравственными идеалами, способствующими сплочению и возвеличиванию человеческого духа, укреплению политических и государственных устоев;
• ряда современных концепций с их особым отношением к человеку как высшей ценности мира и этикой ненасильственной борьбы за более справедливое общество.
2. Существенный разрыв между моралью и политикой, что отразилось в таких высказываниях, как "нравственность и политика несовместимы", "в политике нет морали, а есть только интересы". Наиболее четко данную систему взаимоотношения морали и политики представил Н. Макиавелли (1469-1527) в своем труде "Государь", где он писал о том, что если государь желает удержать в повиновении подданных, он не должен считаться с обвинениями в жестокости, он может использовать все средства, включая насилие, принуждение, вплоть до лишения жизни, для укрепления государственной власти, ее экономической и политической мощи.
3. Достижение разумного взаимодействия между и моралью и политикой. Так, Гегель и другие представители немецкой классической философии считали, что государство должно быть наделено особой нравственностью, так как по своей природе оно выражает волю и интересы большинства граждан. Представители русской политической мысли второй половины XIX в. обосновывали положение о том, что образцовая общественная жизнь слагается из добротных общественных учреждений и из нравственно развитых людей (К. Д. Кавелин). Согласно Соловьеву, весь политический мир и его устои базируются на нравственном фундаменте, наполняющемся разумным содержанием благодаря появлению аскетизма, альтруизма и религиозного чувства. Вебер считал, что в социальной деятельности имеет место рациональное соотношение целей и средств и побочных последствий, хотя и ставил под сомнение возможность науки вырабатывать нормативные средства. Здесь уместно вспомнить формулировку категорического императива И. Канта, призывающего поступать так, чтобы человек всегда относился к человечеству и в своем лице и в лице другого как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству.
Культура властвования аккумулирует по сути дела на практике кодекс гражданского поведения человека, стиль его мышления и деятельности, демонстрируя реализацию данных политику прав и свобод. В соответствии с этим лишь только за счет реального изменения гражданского статуса личности в обществе, ее ценностных ориентации, демонстрации социально-культурных качеств возможна гармонизация современной культуры властвования.
Культура - это своеобразный генотип общества, специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и духовных ценностей, в отношениях человека к природе, к самому себе и другим людям.
Термин культура (от лат. cultura - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) отражает совокупность отношений и объектов (материальных и идеальных), форм человеческого поведения и деятельности, созданных людьми в дополнение к природным, знаний и способов описания окружающего мира, выработанных в ходе социальной практики. Пространство культуры включает:
• возделанную среду обитания людей, возникающую в процессе человеческой деятельности и насыщенную продуктами этой деятельности;
• мир возделанных личностей, чье сознание и поведение мотивируется и регулируется социальными нормами и потребностями;
• мир упорядоченных коллективов людей, объединенных общими ориентациями, проблемами и опытом совместной жизнедеятельности;
• мир создания и воспроизводства системы социальных ценностей, норм и технологий;
• мир языков культуры - динамичных знаковых систем, созданных людьми с целью фиксации и трансляции социально значимой информации.
Таким образом, составными элементами культуры являются различные культурные объекты - результат опредмечивания творческих идей, всевозможные сценарии и нормативы социальной активности, а также многообразие человеческих отношений по поводу создания, трансляции и использования продуктов культуры.
Человечество, будучи единым биологическим видом, никогда не являлось единым социальным коллективом. Реально существовало и существует множество локальных культур как исторически сложившихся форм социального бытия. Таким образом, культуры вообще в принципе быть не может. Каждая культура воплощает специфический набор способов социальной практики конкретно-исторических сообществ, обеспечивая преемственность поколений, диалог традиций и новаций.
Преемственность - это связь между историческими периодами развития культуры, художественными школами, направлениями, стилями, индивидуальными творческими манерами. Сущность преемственности заключается в наследовании художественно-эстетических идей, творческих принципов, в сохранении формально-содержательных структур и элементов искусства, а также высших духовных достижений прошлого.
Что касается многообразия культур, то его следует понимать по-разному. Можно указать на культуру национальную и мировую, светскую и религиозную, западную и восточную и т. д. Под многообразием культур подразумеваются и такие формы культуры, как элитарная, народная, массовая и ее разновидности: субкультура и контркультура.
Понятие "элитарная культура" используется для обозначения специфической сферы культуротворчества, связанной с профессиональным производством культурных текстов, приобретающих впоследствии статус культурных канонов. В западной культурологии оно первоначально служило для обозначения культурных пластов, диаметрально противоположных по своему содержанию так называемой профанной массовой культуре. В отличие от присущих любым типам культуры сообществ носителей сакрального или эзотерического знания, элитарная культура XX в. представляет собой сферу промышленного производства культурных образцов, существующую в постоянном взаимодействии с различными формами массовой, локальной и маргинальной культуры. В то же время для элитарной культуры характерна высокая степень закрытости, обусловленная как специфическими технологиями интеллектуального труда (формирующими узкое профессиональное сообщество), так и необходимостью овладения техниками потребления сложноорганизованных элитарных культурных продуктов, т. е. определенным уровнем образованности. Образцы элитарной культуры предполагают в процессе своего усвоения необходимость целенаправленного интеллектуального усилия по расшифровке авторского послания. В отличие от продуктов массовой культуры, элитарная культурная продукция рассчитана на неоднократное потребление и обладает принципиальной многозначностью содержания. Элитарная культура задает ведущие ориентиры актуального типа культуры в целом, определяя как присущий "высокой" культуре набор "интеллектуальных игр", так и популярный набор "низких" жанров и их героев, воспроизводящих базисные архетипы коллективного бессознательного.
Субкультура - система норм и ценностей, отличающих группу от большинства общества. Субкультура (подкультура) - понятие, характеризующее культуру группы или класса, которая отличается от господствующей культуры или же является враждебной этой культуре (контркультура). Молодежь, например, развивает собственную субкультуру, в частности, создает свой жаргонный язык, моду, музыку, нравственный климат. Ее особенности объясняются, с одной стороны, избытком жизненной энергии, богатством воображения у молодежи, а с другой - отсутствием у большинства экономической и социальной самостоятельности.
Совокупность локальных культур (субкультур), базисные принципы которых оцениваются с точки зрения господствующего культурного канона как чуждые или враждебные, составляет пространство маргинальной (от фр. marginal - побочный) культуры. Социокультурный статус маргинальных субкультур определяется их размещением на окраинах соответствующих культурных систем, частичным пересечением с каждой из них и лишь частичным признанием с их стороны. Таким образом, маргинальность культурного образца всегда конкретно-исторична. Объективными условиями формирования маргинальной культуры являются процессы трансформации общества (модернизация, перестройка и т. п.), изменения социальной структуры (появление новых социальных групп или потеря ими прежнего статуса), различные формы взаимодействия культур (от военных конфликтов до экономического сотрудничества и культурного обмена). Различные формы маргинальной культуры служат своеобразной "игровой площадкой" новых языков культуры, тем полем, где в результате причудливого взаимопересечения "официальных" и "маргинальных" образов реальности формируется набор принципиально новых культурных предложений, возникающих как результат "неправильной", нестандартной (а значит, спонтанной, неуправляемой) культурной коммуникации.
Контркультура может быть определена как радикальная форма субкультурного движения, направленная на пересмотр базисных принципов актуального типа культуры. Можно выделить три основных принципа "контркультурной политики": острый конфликт с "официальной" культурой, демонтаж существующей системы ценностей; построение альтернативного культурного пространства; стремление к его максимальному расширению, в идеале - к полному господству в качестве нового культурного канона, "культурная революция".
Контркультура - это не некое целостное движение или художественное течение, не какой-то набор теоретических программ или культурных сценариев, но вынужденное состояние инновационных культурных инициатив в ситуации культурного кризиса. Парадокс контркультуры в том, что она представляет собой "вторжение внутренних варваров", культурную оппозицию, приходящую изнутри самой системы. Основной же творец альтернативной культуры - культура официальная, слепо отбрасывающая "неприемлемые" формы расширения ее пространства.
Важнейшими феноменами культуры являются искусство, мораль и религия. Искусство - это, с одной стороны, специфический род практически-духовной, творческой деятельности, направленный на создание художественных произведений и эстетически выразительных форм живописи, музыки, театра, литературы, с другой стороны - мастерство, умение, ремесло, ловкость, т. е. сделанность, завершенность произведения, его выраженность.
Искусство, порождая мир художественных произведений, одновременно конституирует собственный мир - художественную культуру, мир, отличный от эмпирической действительности, обладающий собственной, имманентной природой, ориентированной на прекрасное, в предметном поле которого искусство только феноменально и осуществляется.
Философия морали - философское направление, исследующее мораль как один из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе. В рамках философии морали анализируются такие проблемы, как генезис и динамика норм морали, их отличие от простых обычаев, специфика нормативной регуляции в различных культурах, принципы, функции и императивы нравственности, статус моральных ценностей в отдельных феноменах культуры - науке, искусстве, религии, политике, экономике, праве.
Слово "мораль" (от лат. moralis - в единственном числе; mores- во множественном числе) означает нравственный или обычаи, нравы, поведение.
Философскую науку, предметом изучения которой является мораль, нравственность, называют этикой. Этика выясняет место и роль морали в системе других феноменов культуры (наука, политика, право, экономика, религия, искусство и др.), анализирует ее природу и внутреннюю структуру, изучает происхождение и историческое развитие нравственности, обосновывает различные ее системы.
Различие понятий "мораль" и "нравственность" основано на противопоставлении того, что должно быть, т. е. нечто такое, к чему человек должен стремиться (мир должного), и теми реально практикуемыми нравами, с которыми человек сталкивается в повседневной жизни (мир сущего). Под моралью при таком подходе понимают специфическую сферу культуры, в которой концентрируются и обобщаются высокие идеалы и строгие нормы поведения, регулирующие поведение и сознание человека в различных областях общественной жизни - в труде, быту, политике, науке, в семейных, личных, государственных и межгосударственных отношениях. В понятие "нравственность" вкладывается более житейское, приземленное значение, включающее принципы реального практического поведения людей, при котором строгость высокоморальных норм значительно смягчена.
Внеинституциональность морали (в обществе не существует таких институтов, организаций и учреждений, которые бы обеспечивали функционирование и развитие морали в отличие от науки, искусства, религии), ее всепроникающий и всеобъемлющий характер проявляются в нерасторжимой связи морали с другими феноменами культуры (наукой, политикой, экономикой, религией, правом, искусством, экологией и др.).
Наряду с моралью, гуманистическую и воспитательную функцию выполняла и продолжает выполнять религия.
Подобные функции (гуманистическую, регулятивную, воспитательную) религия как феномен культуры способна выполнять вследствие того, что она аккумулировала в себе нравственный опыт предыдущих поколений, который в афористической, сжатой форме мы обнаруживаем в знаменитых заповедях Моисея ("не убий", "не укради", "не прелюбодействуй" и т. д.), в моральных канонах ислама, буддизма. Каждая из мировых религий оказывала влияние на становление традиций, обычаев, норм поведения.
Стремление людей (особенно в переломные, кризисные моменты) искать устойчивые общечеловеческие ценности в культуре прошлого, приемлемость, универсальность и общедоступность религиозных построений обеспечивают их актуальность, популярность и привлекательность. Мировые религии обогатили и развили моральный опыт человечества. В то же время именно религиозные догматы и религиозная вера стали основой христианской, буддистской и исламской этики. Высшей ценностью, образцом для подражания, в котором соединились и воплотились все добродетели, целостным моральным идеалом высшего порядка выступают в мировых религиях Христос, Будда, Аллах. Утверждение Бога как единственного источника и критерия нравственности, интерпретация зла как отступления от божественных предписаний стали основой религиозной этики.
Философия религии - специальный раздел в фундаментальных философских системах или самостоятельное направление в философии, исследующее представления о Боге как бесконечной, вечной, несотворенной совершенной Личности, трансцендентной по отношению ко всему сущему и одновременно сохраняющей действенное присутствие в мире, природу и функции религии, отношение Бога и человека. Основными типами философии религии являются философское религиоведение, нацеленное на философско-критическое исследование существующей системы и эпистемологического статуса религиозных верований, особенностей религиозно-мистического опыта, специфики религиозного языка, условий обоснованности, рациональности и истинности религиозных верований и традиций мира, религии как социокультурного феномена, истории религии и свободомыслия, а также философская теология, выполняющая функции обоснования учения о Боге, его природе, отношении к человеку, интерпретационные, оправдательные и конструктивные функции относительно религии.
Религиозное мировоззрение - это специфический способ мировидения и миропонимания, основанный на вере в существование сверхъестественного, на признании определенных постулатов, системы норм, санкций, ценностей и убеждений, смещающих ориентацию человека из сферы общественно и материально необходимых жизненных задач в сферу духовно-индивидуальных интересов, где решающее значение приобретают личное спасение, непосредственно связанное с учением о бессмертии души и загробном воздаянии.
Выделяется несколько функций религии: мировоззренческая, компенсаторная, коммуникативная, регулятивная, культуротранслирующая.
Мировоззренческую функцию религия реализует, прежде всего, благодаря наличию в ней определенного типа взглядов на мир в целом, человека, общество, природу и специфическую систему ценностей и убеждений.
Выполняя компенсаторную функцию, религия восполняет ограниченность, зависимость, бессилие людей в плане как изменения объективных условий их существования, так и желаемого изменения сознания людей в сторону высших духовных ценностей.
Будучи нормативной системой и основой общественно санкционированных способов поведения, религия определенным образом упорядочивает помыслы, стремления людей, их деятельность, выполняя тем самым регулятивную функцию.
Религия, являясь составной частью культуры, выполняет культуротранслирующую функцию: она способствует развитию соответствующих ее оснований - письменности, книгопечатания, искусства, обеспечивает охранность и развитие ценностей религиозной культуры, осуществляет передачу накопленного наследия от поколения к поколению.
В рамках современной социальной философии особое внимание уделяется исследованию феномена техники. Техника - понятие, которым в истории культуры обозначается: определенный комплекс инструментов, орудий, машин; искусственная среда как воплощенное стремление человека к власти над природой; техническое творчество как самоцель и средство сохранения человеческого рода при переходе от естественно-органического к искусственному миру; деятельность, связанная с особым способом преобразования природы, системой ценностей и норм, регулирующих жизнь человека в цивилизованном мире.
Системный подход позволяет увидеть современную технику как сложную систему, в которой тесно взаимосвязаны такие ее элементы, как информационные технологии (прием, хранение, обработка, передача информации независимо от расстояний); производственные комплексы машин, технологий; сосудистая система (водо-, газо-, нефтепроводы, линии электропередач); транспорт; медицинские технологии; военная техника и технологии; техника в системе образования; бытовая; научная (поисковая); связанная с туризмом и отдыхом. В вычислительной технике используется понятие "высокая технология", под которым понимается прикладная наука и техника, включая вычислительную технику и электронику, а в широком смысле - специализированная техническая новинка высокой сложности.
Ряд исследователей, которых принято называть сторонниками технологического детерминизма, исходят из решающей роли техники в развитии социально-экономических и социокультурных структур. Возникнув в 20-е гг. XX в. в связи с бурным развитием науки и техники, эта установка нашла отражение в концепции технократизма, обосновывающей необходимость и неизбежность возрастания в обществе роли технической интеллигенции (Веблен), в теории стадий роста (Ростоу), в концепциях индустриального (Арон, Гэлбрейт) и постиндустриального (Белл, Фурастье), технотронного (Бжезинский), информационного (Масуда) общества, "Третьей волны" (Тоффлер). Крупнейшие сдвиги в технике и технологической системе производства рассматриваются в рамках этих подходов в качестве основных детерминант социально-экономических и иных изменений в обществе. Считается, что развитие техники направляется такими универсальными критериями, как эффективность, экономичность, системность, надежность, которые и определяют характер технических новаций. Однако, как справедливо замечают критики концепции технологического детерминизма, даже сверхрациональное планирование технического прогресса, при его оторванности от гуманистических ценностей, с неизбежностью порождает иррационально-негативные, разрушающие основы человеческого бытия последствия. Это и обусловливает формирование в современных условиях альтернативных антитехницистских программ.
В противоположность технологическому детерминизму существует целый ряд альтернативных концепций, философский смысл которых заключается, прежде всего, в расширении спектра анализа феномена техники, погружении его в контекст экономики, социологии, социальной психологии, антропологии, а также философской теории ценностей, что создает предпосылки для построения целостной программы исследования техники, не вступающей в противоречие с жизненными стратегиями и перспективами человечества (Рополь, Карпентер). Прогресс техники детерминируется и измеряется не только техническими идеями и их реализациями, но и социально-политическими, экономическими, экологическими и нравственно-аксиологическими параметрами. Маркузе, Адорно, Хоркхаймер и другие обращают внимание на негативные последствия чрезмерного увлечения человека могуществом техники. Техника превращает средства в цель, стандартизирует поведение, интересы, склонности людей, превращая человека в объект бездуховных манипуляций. Хайдеггер видел причину гибельных угроз, вытекающих из действия машин и всевозможных устройств, в самой сущности человека, воспринимающего мир исключительно как материал для удовлетворения своих потребностей, а технику как орудие, позволяющее снимать завесы природных тайн. Для спасения человека необходима переориентация мышления человека. Другие же исследователи считают, что необходим дифференцированный анализ сильных и слабых сторон "технологического мировоззрения" (Рапп, Шельски), "гуманизация техники" (Уайнстейн), а также рациональные действия, а не только лишь усилия духа в силу необратимости и неизбежности развития техники.
Обсуждение социальных последствий научно-технического прогресса в предметном поле философии техники занимает одно из ведущих мест. Антитехнистская критика в романтико-философской форме зафиксировала негативные последствия бездуховного техницизма, ограниченность измерений прогресса техники лишь техническими идеями и необходимость его дополнения социальными, политическими, экономическими параметрами, комплексными гуманитарно-аксиологическими программами, без которых невозможно преодоление отчуждения человека, превращения его в конструкт технико-производственных систем. Такая критическая парадигма по отношению к прогрессу техники выявила тревожные противоречия и опасные последствия технологического развития общества, грозящие необратимыми разрушениями социоприродной среды и вместе с тем инициировала формирование аксиологически-гуманис-тических программ, нацеленных на переориентацию технологического мировоззрения и мышления, признающих необходимость рациональных стратегий и действий в условиях необратимости и неизбежности технического развития, возможности развития техники, не угрожающей жизненным перспективам человечества.
В соответствии с этим в разряде многоаспектных проблем, связанных с социальными последствиями научно-технического развития, актуализируются проблемы глобальных результатов техногенного развития, затрагивающих интересы всего человечества (в плане угрозы миру в связи с развитием военной техники; последствий экологического кризиса и т. п.); проблемы рационального обуздания техники, ограничения ее количественного роста разумными пределами; проблемы построения системы ценностей, адекватных технотронной эре и сочетающих интеллектуальные и нравственно-этические начала в человеке, учитывающих необходимость диалога научно-технической и философско-гуманитарной культуры.
Контрольные вопросы и задания | ||
[Литература по V I главе.] | ||
Предыдущая страница Динамика общества как саморазвивающейся системы |
Содержание | Следующая страница Глава VII. Философия профессиональной деятельности |