Предыдущая страница Проблема человека в философии и науке |
Содержание | Следующая страница Современная философская антропология |
Важное значение для понимания сущности человека, путей развития общества имеет выяснение вопроса о происхождении человека и его сознания. Антропосоциогенез (от греч. intrdpos − человек, genesis − происхождение) − учение, объединяющее в себе различные представления о происхождении и становлении человека и общества в процессе их социокультурного взаимодействия. Существует несколько подходов к решению проблемы происхождения человека. Наиболее ранние подходы связаны с различными мифологическими концепциями о рождении человека из земли, воды, воздуха или космоса. На смену мифологическому мировоззрению пришло религиозное, в рамках которого была обоснована креационистская (от лат. creatio − творение, создание) модель происхождения мира и человека. Для различных религий мира характерны: во-первых, вера в божественное происхождение жизни и человека; во-вторых, признание души как источника жизни, того, что выделяет человека из царства животных. Человек, согласно религиозной теории, отличается от всех животных тем, что получил свою бессмертную душу от бога.
Религиозное учение о сотворении мира Богом из ничего получило название креационизма. На это учение опираются такие теистические религии, как иудаизм, христианство, ислам. Творение человека описывается в Библии как особый акт, в результате которого Бог непосредственно сообщает человеку дыхание жизни, т. е. динамику существования, в котором биологическое соединено с духовным - со свободной и сознательной самореализацией тварной личности, изначально призванной к превосхождению своей тварной ограниченности через ответный, бескорыстный акт любви к Богу.
Специфической формой креационизма является так называемый "научный креационизм". Эта форма креационизма получила развитие в рамках протестантского фундаментализма в США в 60-80 гг. XX в. в связи с усилением борьбы против эволюционного учения. Для научного креационизма характерен отказ от любых попыток использовать достижения наук о природе для переосмысления содержания библейского учения о творении мира; многоплановое обоснование библейской версии творения с помощью интерпретации новейших данных естествознания; оценка эволюционного учения как конкурирующей концепции, уступающей "научному" креационизму в научной обоснованности.
Естественнонаучные представления о происхождении человека возникают по мере развития биологии, антропологии, а позже - генетики. Наибольшую известность во второй половине XIX в. получила эволюционная теория Дарвина. В своих работах "Происхождение видов путем естественного отбора" (1859), "Происхождение человека и половой отбор" (1871) и других Дарвин обосновал идею появления различных видов животных в ходе эволюционного развития. В основе эволюции лежит естественный отбор.
Главную причину изменчивости организмов Дарвин видел в изменениях окружающих условий жизни. В процессе борьбы за существование выживают те животные, которые в наибольшей степени приспосабливаются к меняющимся условиям существования. В соответствии с эволюционной теорией человек как особый биологический вид также имеет естественное, природное происхождение и генетически связан с высшими млекопитающими. Психика человека, его способность мыслить, трудиться есть многократно усиленные естественным отбором инстинкты, низшие формы которых есть и у животных. Эволюционная теория в определенном смысле растворяла человека в животном царстве. Дарвин не дал четкого ответа на вопрос, что именно послужило причиной выделения человека из животного мира.
Ответить на этот вопрос попытался Энгельс в своей теории происхождения человека. Указав на целый ряд природных и социальных факторов становления человека, Энгельс выделяет труд в качестве главной причины превращения обезьяны в человека. Труд − это целесообразная деятельность по преобразованию вещества природы с использованием орудий труда. Трудовая деятельность, считал Энгельс, присуща только людям и выступает основой существования человеческого общества.Труд создал человека, привел к развитию мозга, появлению сознания и речи.
Под влиянием труда сформировались специфические Качества человека: сознание, язык, творческие способности. Эти выводы были сформулированы Ф. Энгельсом в работе "Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека".
На протяжении XX в. исследования археологов, палеонтологов, этнографов в определенной мере подтвердили основные положения Дарвина и Энгельса. Были найдены останки существ, которые занимают промежуточное положение между древней человекообразной обезьяной и современным человеком. Однако на многие вопросы, связанные со становлением человека, не существует однозначных ответов. Так, не объяснен в достаточной степени процесс развития мозга человека и человеческого разума. Высказывается множество других гипотез, в том числе идеи о внеземном возникновении жизни и человека.
Проблема происхождения человека и сегодня находится в стадии научного изучения. Современная наука свидетельствует, что именно эволюция представляет собой основополагающий фактор многообразной жизни Универсума. Бурное развитие такой молодой науки, как синергетика (наука о самоорганизующихся системах, рожденная в 80-е гг. XX в.), раскрыло наличие в неживой, живой и социально-исторической реальности механизмов самоорганизации, перехода от хаоса к порядку, в свете которых "жизнь, заведомо укладывающаяся в рамки естественного порядка, предстает перед нами как высшее проявление происходящих в природе процессов самоорганизации"[41]. Достижения естествознания свидетельствуют о длительном возрасте Земли, о процессе эволюции и его длительной истории. Научные методы дали науке геологические "часы", с помощью которых стало возможным изучение гигантских эпох, отстоящих от нас на сотни миллионов и даже миллиарды лет.
Превращение животных (гоминидов) в людей не могло быть неким мгновенным, одноактным событием. Процесс становления и развития человека − антропогенез − носил длительный эволюционный характер и был неразрывно связан со становлением общества − социогенезом. Становление человека и становление общества - две тесно связанные стороны единого по своей природе процесса − антропосоциогенеза, длившегося более 3 млн лет. Современный тип человека homo sapiens − человека разумного − появился 50-40 тыс. лет назад.
Выделение человека из животного мира было обусловлено целым рядом природно-биологических и социальных факторов. Под влиянием природно-климатических условий (изменение климата, исчезновение тропических лесов на обширных территориях) некоторые виды человекообразных обезьян были вынуждены резко изменить свой образ жизни. Они перебрались с деревьев на землю, что привело к освобождению рук, усвоению прямохождения. Постепенно развивающиеся руки становились органом для производства и использования орудий труда.
Наряду с природными вступают в силу и социальные факторы антропогенеза, и прежде всего − трудовая деятельность. Изготовление простейших, а затем и более сложных орудий труда имело огромное значение для становления человека. В ходе трудовой деятельности человек изменяет природу в соответствии со своими потребностями. Совершенствуя орудия труда, человек развивается одновременно и сам. Благодаря труду изменяется физиология древних людей, развивается мозг, гортань, органы чувств, видоизменяется форма черепа.
Трудовая деятельность способствовала развитию общения между людьми. Усложнение коммуникативного взаимодействия, потребности обмена информацией обусловили появление языка и речи. Развитие речевого общения было одним из важных факторов антропогенеза.
Труд и членораздельная речь вели к совершенствованию головного мозга человека. Орудия рыболовства и охоты давали возможность перейти от употребления исключительно растительной пищи к потреблению мяса. Мозг получил все необходимое для питания и быстрого развития. Употребление мяса привело также к использованию огня и приручению животных.
Существенное значение в процессе антропогенеза имело изменение и регулирование семейно-брачных отношений. Животное стадо гоминидов основывается на эндогамии − близкородственных половых связях внутри стада. Антропогенез привел к запрету близкородственных отношений внутри стада и переходу к экзогамии − установлению брачных отношений с членами других общин. Экзогамия способствовала переходу от животного стада к самой простой из форм человеческого сообщества − первобытно-родовой общине.
Табу на близкородственные отношения, на кровосмесительство − первый в ряду простейших социально-нравственных запретов, возникших в глубокой древности. Помимо этого, уже самым примитивным сообществам были известны абсолютный запрет на убийство соплеменника, требование поддержания жизни любого из соплеменников, независимо от его физической приспособленности к жизни. Данные запреты касаются всех членов родовой общины и имеют характер обязательств, требований. Эти запреты имеют надбиологический, социальный характер, способствуют переходу к человеческому нравственному существованию и потому выступают как еще один важный фактор становления человека.
Завершающей стадией антропосоциогенеза стала так называемая "неолитическая революция", ознаменовавшая переход от собирательства и охоты к земледелию и скотоводству, от присваивающей экономики к производящей. Совершенствование орудий труда, переход к оседлому образу жизни, начало социального расслоения общества, дифференциация форм сознания, появление письменности и т. д. создавали предпосылки для перехода человеческого общества из первобытного состояния в цивилизованное.
Человек по своей сути есть существо биосоциальное, синтезирующее в себе природное, социальное и духовное начала. Он является частью природы и вместе с тем неразрывно связан с обществом. Биологическое, социальное и духовное в человеке слиты воедино, и только в таком единстве существует человек. Биологическая природа человека - это его естественная предпосылка, условие существования; социальность же и его духовность − сущность человека. Загадка человека, несомненно, связана с проблемой становления его сознания.
Несмотря на признание и приоритет эволюционной и трудовой концепций антропогенеза, существуют и альтернативные подходы, связывающие происхождение человека с возникновением человеческой культуры (культурогенез), поскольку именно культура формирует человеческий разум и человеческое тело, а возникновение отдельных форм культуротворчества− морали, искусства, философии и т. д. никак не вписывается в модель практической целесообразности. Назовем версии (модели) происхождения и развития человека и культуры.
1. Игровая модель Хейзинги изложена в его книге "Человек играющий" (1938). В рамках этой модели игра рассматривается как основа происхождения религии, искусства, права, философии и т. п., как форма свободной творческой активности, где человек может реализовать свою свободу, отвлечься от бесконечных надо, гнета повседневности, практической целесообразности и выгоды. Хейзинга выявляет роль культуры во всех сферах человеческой жизни и во всей истории в целом, для него вся культура − игровая. Игра больше, чем культура, всякая форма культуры есть игра именно потому, что она развертывается как свободный выбор и есть "действие, протекающее в определенных рамках места, времени и смысла, в обозримом порядке, по добровольно принятым правилам и вне сферы материальной пользы и необходимости"[42].
2. Психоаналитическая модель Фрейда. Согласно этой модели возникновение культуры и человека обусловлено появлением культа, фундаментальные основания которого составляют тотем и табу. Зарождение их стало, по Фрейду, результатом Эдиповой драмы, разыгравшейся в первобытной орде и связанной с восстанием сыновей против отца. Разрыв органичной целостности общины, вызванный убийством ее предводителя, стал предпосылкой для обожествления предка в форме тотема как прародителя и защитника рода. В то же время табуируются и сексуальные отношения, послужившие видимой причиной сыновьего бунта. В результате религия и мораль, появившиеся на почве стыда и страха, начинают определять последующее развитие человека и культуры. Фрейд обосновал новаторскую модель психики человека, состоящую из трех систем: бессознательное − предсознательное − сознание, и разработал основы психоанализа, распространив его модель на сферы культуры и ранние формы религиозных верований. Человек, с его точки зрения, уникальное существо, проходящее длительный период детства и впоследствии зависящее от него на протяжении еще более долгого срока.
3. Семиотическая модель антропо- и культурогенеза рассматривает культуру как специфическую знаково-символическую реальность, основой и универсальным посредником между человеком и миром в которой является язык. Человек становится субъектом той или иной культуры, лишь овладев ее языком, причем в качестве языка могут выступать различные феномены, начиная от систем родства и кончая властными структурами, т. е. язык становится подлинным создателем культуры. Язык способен быть средством выражения, средством общения, частью социальной организации и культуры, а также соответствующим "образом мира".
Люди издавна испытывали огромный интерес к сознанию, к своему разуму, считая его важнейшим достижением человека. Это действительно самый поразительный и загадочный феномен жизни, возникающий на определенном уровне развития материи. С помощью сознания, разума человек выходит за пределы самого себя, проникает в прошлое и грядущее - в то, чего уже или еще нет, вторгается в дали космоса и глубины микромира, куда не может проникнуть физически. Лезвие разума мысленно рассекает все и вся на составные части, обнаруживая перед нами внутреннее содержание вещей. Управляя руками людей, разум творит то, чего нет в природе, мир культуры, в котором воплощена, опредмечена сила мысли. Что же такое сознание, разум? Человеческая мысль в поисках ответа на этот вопрос прошла долгий и трудный путь, прежде чем удалось приоткрыть тайны своей природы, выявить свои сущностные характеристики. Но этот процесс продолжается.
В настоящее время все больше увеличивается круг наук, которые вовлекаются в исследование сознания. Такие исследования ведут философия, антропология, социология, психология, физиология, физика, представители технических наук и информатики.
Исследуемые в отдельных науках аспекты сознания оказываются достаточно далекими друг от друга и к тому же не соотносятся с сознанием как с некоторым целым. Каждая из наук пользуется собственными методами, схемами, идеалами, вырабатывает свои критерии рациональности, объективности, строгости, научности, т. е. такого рода исследования носят, скорее, монодисциплинарный характер. Несмотря на расширение междисциплинарных исследований феномена сознания следует признать, что они остаются во многих случаях концептуально разобщенными. Вероятно, следует говорить не об одном едином понятии сознания, а о целом ряде специфических понятий, используемых в самых различных областях знания.
Рассмотрим аспекты сознания, изучаемые отдельными областями знания.
Общественные науки, включая психологию, постигают следующие формы общественного сознания − правовое, политическое, нравственное, эстетическое, экономическое. Естественные науки, к которым иногда относят и психологию, исследуют преимущественно состояния индивидуального сознания, их механизмы и материальный субстрат. Технические науки анализируют и моделируют отдельные функции сознания, к которым относятся распознавание образов, память, интеллект. Эти формы также изучаются и психологией.
В условиях междисциплинарного изучения сознания возникает потребность в философском осмыслении различных подходов, в формировании философского понятия сознания, которое выполняло бы интеграционную роль по отношению к специальным научным понятиям и представлениям о сознании, способствуя целостному видению проблемы сознания. В свою очередь, данные психологии, нейрофизиологии, нейрокибернетики и других специальных областей исследования сознания, несомненно, способствуют более глубокому пониманию Философского понятия сознания.
Философия подходит к изучению сознания с точки зрения его онтологического и гносеологического статуса, его места в структуре бытия - как природного, так и социального. Онтологические и гносеологические измерения сознания, являясь его фундаментальными характеристиками, взаимообусловлены. Сознание есть творческая форма отражения действительности, но сознание является и свойством, функцией высокоорганизованной материи, которая формируется в контексте социокультурного развития человека, усвоения исторически выработанных форм культуры. В философском осмыслении сознания несостоятельна как позиция крайнего гносеологизма, обусловленного игнорированием онтологического аспекта проблемы сознания, так и прямолинейное, грубое сведение сознания к функции головного мозга. Позиция крайнего гносеологизма замыкает сознание в самом себе, пресекает его необходимую связь с материальной действительностью и тем самым ведет к его идеалистической мистификации, и вряд ли убедительно объяснение сознания лишь как функции головного мозга. Необходим более широкий подход, раскрытие роли социокультурных предпосылок сознания, "прояснение" сознания.
Далее философия выделяет и изучает основные типы отношения сознания к миру: познание, деятельность, ценностное отношение. Философия изучает сложные, неоднозначные, нередко противоречивые и драматические отношения разных типов сознания друг к другу (познание и нравственность, добро и красота, истина и ценность). Философию интересуют вопросы об отношении субъективного сознания и сознания объективированного в виде особых предметов - предметов культуры, отношение индивидуального и общественного сознания. Таким образом, специфика философского подхода к сознанию задается интересом к определенным граничным проблемам: сознание и бытие, познание и нравственность, индивидуальное и общественное сознание.
Важнейшей характеристикой сознания в его философском осмыслении является способность сознания к мысленному построению действий и прогнозированию их последствий, контроль и управление поведением личности, ее способность отдавать себе отчет в том, что происходит как в окружающем, так и в своем собственном духовном мире. Функция сознания есть самооценка, саморефлексия в ее уникальности, неповторимости, непосредственном переживании человеком системы своих отношений к миру и самому себе.
Какова же специфика философского понятия сознания? Философское понятие сознания является интегрирующим ключевым понятием для анализа взаимоотношений человека с действительностью, характеристики одного из фундаментальных свойств высокоорганизованной материи, которое заключается в активной, творческой способности человека как социального существа изображать и познавать объективный и субъективный мир в форме идеальных образов.
Перечислим особенности философского исследования феномена сознания:
• выявление онтологического статуса сознания. С этой точки зрения, сознание осуществляется при помощи мозга, но сознание − не функция мозга самого по себе, а функция специфического типа взаимоотношения социально развитого человека с миром. Такая характеристика сознания предполагает выяснениеонтологических истоков сознания в тех формах организации материи, которые предшествуют человеку в процессе ее эволюции;
• характеристика в гносеологическом аспекте. В этом плане сознание есть отражение действительности, возникающее в результате формирования таких телесных органов, как нервная система и ее наиболее высокоорганизованный отдел − головной мозг;
• сознание есть идеальное, оно проявляется в форме идеальных образов;
• сознание есть не только отображение деятельности, но и отношение к ней. Этим определяется ценностный и вместе с тем личностный аспект сознания, наиболее ярко выражающий социальную природу сознания;
• сознание обозначает высший уровень психической активности человека, позволяющей благодаря идеальному предвосхищению практической деятельности человека придавать ей целенаправленный характер;
• философское осмысление сознания предполагает анализ предпосылок развития сложнейших форм самосознания, саморефлексии человека, уникальности и неповторимости переживания системы своих отношений к реальности, социуму, другим людям и самому себе;
• сознание характеризуется многоуровневой структурой, включающей в качестве своих компонентов различные формы индивидуального и общественного сознания, сознательного и бессознательного, чувственного и рационального.
Следует отметить, что философская рефлексия XX в. наряду с функциональной и субстанциальной парадигмами выявила и другие, не менее важные измерения сознания, связанные с формированием экзистенциальной и феноменологической традициями, где акцент делается на описании опыта индивидуального сознания при одновременном творческом внесении личностных смыслов в действительность (Гуссерль, Сартр, Ясперс и др.). В противоположность классическим онтологическим моделям, сознание здесь предстает не как феноменология духа, но сам мир предстает как феномен человеческого сознания, которое при таком подходе трактуется не столько как отражение, сколько как осмысление, творческое конструирование смысла действительности, задающее и формирующее мировоззренческое видение "жизненного мира" человеческого бытия. Поэтому истинное бытие сознания многовекторно в своей целостности и сложности, включая дорефлексивные и рефлексивные аспекты, сознательное и бессознательное, "архетипы" и ассоциации, онтологические и гносеологические измерения, самосознание и самоидентификацию в непрекращающемся творческом диалоге "Я" и Мира, "Я" и Другого, межличностной коммуникации, обусловливая вариативность и открытость проекции человеческого сознания и бытия человека в мире.
В процессе развития философии и науки было доказано, что вся материя обладает свойством, по существу родственным с ощущением, свойством отражения. Это положение поставило перед наукой фундаментальные вопросы о характере отражения как атрибута материи, о специфике различных форм его проявления на всех уровнях эволюции материи, о сознании как высшей форме отражения, связанного с деятельностью головного мозга человека.
Отражение характеризует способность материальных объектов в процессе взаимодействия с другими объектами воспроизводить в своих изменениях некоторые особенности и черты воздействующих на них явлений. Тип, содержание и форма отражения определяются уровнем и особенностями системно-структурной организации отражающих объектов, а также способом их взаимодействия с отражаемыми явлениями. Вне и независимо от взаимодействия отражение не существует. Результат процесса отражения проявляется во внутреннем состоянии отражающего объекта и его внешних реакциях.
В разработке теории отражения выделяются две концепции: функциональная и атрибутивная. Сторонники функциональной концепции отражения утверждают, что в неорганических объектах есть лишь предпосылки свойства отражения, но не его активное проявление, сторонники атрибутивной концепции настаивают на всеобщности свойства отражения.
Основные вехи в развитии материи и эволюции свойств отражения следующие: отражение в неживой природе; отражение в живой природе; социальное отражение.
Неживая природа обладает элементарными формами отражения. Отражение в неживой природе на уровне механических и физических систем проявляет слабую активность. Вопрос о переходе от неживой к живой материи недостаточно изучен. Еще предстоит исследовать и исследовать, каким образом связывается материя, которая якобы не ощущает вовсе, с материей, состоящей из тex же атомов и элементарных частиц и в то же время обладающей ясно выраженной способностью отражения.
Па современном этапе особого внимания заслуживают данные молекулярной биологии. В молекулах ДНК и РНК зафиксирована и воспроизводится вся необходимая информация, программирующая индивидуальное развитие и преемственность в цепи поколений живых систем. Генетическая информация – это уникальная, специфическая форма отражения предшествующей истории развития живых объектов в молекулах ДНК.
На уровне живой природы можно выделить следующие этапы отражения. Раздражимость − ответная реакция организма на воздействие окружающей среды. Эта Форма отражения присуща некоторым видам растений и одноклеточным живым организмам. Специфика этой формы отражения состоит в следующем: организм реагирует на биологически важные факторы; реагирует как целое, поскольку нет дифференцированных органов, частей организма; изменения происходят без временного разрыва, так как сохраняющиеся реакции запускаются сразу.
Следующий тип отражения – чувствительность – способность организма иметь ощущения, отражающие отдельные свойства предметов, воздействующих на организм. У низших животных недифференцированы органы чувств. В дальнейшем появляются особые органы чувств, которые образуют центральные нервные узлы у беспозвоночных и центральную нервную систему у позвоночных.
Высшей формой биологического отражения является психика. Формирование ее было связано с появлением особого, более мощного, чем на предыдущих уровнях, взаимодействия организма и среды, связанного с ориентировочно-поисковым поведением животных, формированием программ безусловных и условных рефлексов и т. д. Условные рефлексы присущи как высшим животным, так и человеку, но сознание человека качественно отличается от психики животных.
Специалисты разработали теоретическую модель развития нашей планеты, вся история которой для наглядности вписана в рамки одного ускоренного года. Получилась весьма любопытная картина. Одиннадцать месяцев этого года поглотил так называемый догеологический период и вслед за ним – криптозойская, фанерозойская и силурийская эры. Лишь после этого на земле началась эра пресмыкающихся (с 17 по 21 декабря). Утром 31 декабря начинает свое существование homo gabilis - человек умелый. И всего за 15 минут до конца года появляется homo sapiens - человек разумный.
Как видим, человек едва успел вписаться в историю своей планеты. Если же говорить о нашей письменной истории, то продолжительность ее существования вообще невероятно коротка - она возникла за полторы минуты до Нового года! Можно сказать, что у Вселенной еще не нашлось времени нас открыть. В космосе мы дали о себе знать (в масштабе "ускоренного" года) не более 2-3 секунд тому назад.
Неторопливой была поступь планеты, нескончаемо течение ее эр и эпох, пока природа не сотворила человека. Невольно вспоминаются слова Экзюпери: "Из кипящей лавы, из звездного вещества рождается жизнь. Постоянно мы восходим к тому, чтобы сочинять кантаты и навешивать галактики... Жизнь движется к сознанию. Звездное вещество неторопливо вскармливает и растит самый благородный цветок".
К отличительным признакам сознания человека, отличающим его от психики животных, можно отнести:
• изготовление орудия труда и использование их как oсредства производства материальных благ;
• целеполагание – функциональное свойство сознания человека, заключающееся в способности сознания конструировать в идеальной форме и полагать в качестве цели образы продуктов деятельности как специфически человеческой формы активного отношения к природному, сознательному и духовному миру;
• абстрактное (понятийное) мышление. Животные лишены понятийного мышления. Формы опосредованного и обобщенного отражения, зачатки которого имеется у животных, в результате длительной исторической эволюции перерастают в специфические человеческие формы отражения – язык и мышление;
• самосознание – способность рефлексивно относиться к продуктам духовной деятельности; выделять себя из окружающего мира; осознавать свое отношение к миpу, себя как личность, свои поступки, интересы, мысли, желания. Становление самосознания обусловлено широким социально-культурным контекстом и возникает в процессе деятельности между людьми. Образ своего самосознания включает такие компоненты, как когнитивный – образ своих качеств, способностей, внешности, социальный значимости (самопознание); эмоциональный (самоуважение, себялюбие и т. п.);оценочно-волевой (стремление повысить свою самооценку, завоевать уважение и т. д.).
Философский анализ дает представление о сознании с точки зрения его материального носителя - мозга. Философскую значимость проблемы сознания и мозга определяет онтологический статус сознания. Принципиально важно подчеркнуть, что любые психические явления, какими бы сложными они ни были, являются функциями головного мозга. Сознание не может существовать в отрыве от материи. Правда, мыслители не всегда правильно определяли орган - носитель сознания. Уже греческий врач и анатом Алкмеон (VI-V вв. до н. э.) выдвинул положение о головном мозге как органе жизни и деятельности души. Гиппократ (ок. 460 -ок. 370 до н. э.) говорил, что люди должны знать, что из мозга и только из мозга возникают наши удовольствия, радости, смех и шутки, также как и наши горести, боль, печаль и слезы. Хотя в ряде учений сознание не связывается с деятельностью мозга, а рассматривается как первичное.
Вместе с тем отрыв сознания от мозга противоречит современной науке. Исходным пунктом философского рассмотрения сознания является уяснение его естественнонаучных предпосылок. Естествознание доказывает, что сознание не может существовать в отрыве от мозга, связано с деятельностью высокоорганизованной материи.
Мозг представляет собой сложную функциональную систему, тончайший нервный аппарат, высшую форму организованной материи в известной нам части Вселенной. Это шедевр природы и общества. Существование психики невозможно вне ее материального носителя. От уровня структурной организации мозга зависит и уровень его отражательной способности. Сознание человека формируется в связи с развитием его мозга. Врожденное недоразвитие мозга, как доказывает современная медицина, сопровождается слабоумием, слабостью волевой сферы и т. д.
Кора головного мозга состоит из огромного количества нервных клеток - нейронов (до 15 млрд), что в принципе может позволить одному человеку хранить в уме запас сведений, накопленный человечеством. Если эти клетки расположить в ряд, то они образуют цепь длиной 15 тыс. км. Каждая из них посредством отросточков (длинных - аксонов и коротких - дендритов) находится в контакте с тысячами других, образуя в целом ажурную сеть с неисчислимым множеством связей, уходящим по нервным волокнам к нервным окончаниям органов чувств.
Учение о мозге прошло длительную историю, в которой выделяются две основные тенденции: концепция строгой локализации психических явлений и точка зрения, согласно которой мозг функционирует как единое целое.
В начале XIX в. австрийский ученый Франц Йозеф Галль (1758-1828) попытался построить органологию мозга. Он рассматривал мозг как совокупность органов, и которых будто бы помещаются память, родительская любовь, поэтический талант, хитрость, преданность и т. д. В пользу данной концепции накапливался материал. Так, было обнаружено, что разрушение лобной извилины левого полушария ведет к поражению речи. При поражении левой височной области человек перестает слышать и воспринимать чужую речь.- Была установлена связь зрения с затылочными долями полушарий, а слуха - с височными.
Эта линия исследований продолжается до сих пор. Материалы 70-х гг. XX в., приводимые в книгах американских нейрофизиологов X. Дель-гадо "Мозг и сознание" (1971) и К. Прибрама "Языки Мозга" (1974), показывали, что ряд эмоций и психических состояний весьма однозначно вызываются путем электрического раздражения определенных пунктов головного мозга. При помощи этого метода возможна активизация или подавление таких психических состояний, как боль, тревога, страх, агрессивность, удовольствие и др. Все это указывает на чрезвычайно большую ответственность за использование достижений науки о Мозге. Были обнаружены центр удовольствия, неприятности, центр ярости и т. п.
Однако в пользу альтернативной точки зрения, согласно которой мозг представляет собой единое целое, также говорили факты. Оказалось, с одной стороны, при частичном разрушении одного из участков мозга создастся возможность компенсировать дефект за счет других сохранившихся участков. Мозг действует как единое целое, как сложная функциональная система. При этом, разумеется, кора и весь мозг не могут отрываться от периферической нервной системы. Если афферентация, т. е. приток к мозгу бесчисленных нервных импульсов от органов чувств, отсутствует (скажем, при искусственной изоляции мозга), то мозг не продуцирует психических феноменов. С другой стороны, как только нарушается функционирование мозга, изменяется психика (на этом, в частности, основано действие наркотиков). Таким образом, сознание связано с деятельностью мозговых структур. Мозг человека представляет собой функционально и структурно дифференцированное целое. С разрушением мозговых структур взамен их работают некоторые другие.
Огромный материал для познания человеческого сознания дает антропология - наука о происхождении и эволюции человека. Как известно, человек появился в кайнозойскую, или новую, эру - в четвертичном периоде, или антропогене, длительность которого составляет 1 млн лет. За этот длительный период изменялись как объем человеческого мозга, так и его морфология, т. е. форма и строение. В соответствии с этим изменялась и совершенствовалась отражательная способность человеческого мозга, совершенствовалась психика, формировалось мышление человека как высшая форма отражения.
Характерно, что изменялся не только объем, но и форма мозга. Мозг неандертальца достиг в среднем объема 1400 см3, как и у современных людей. До неандертальца наиболее интенсивно увеличивался размер мозга за счет задних его областей (вырастал в длину). И только мозг неандертальца дал (за 300-350 тыс. лет) интенсивный сдвиг высотного размера, когда происходит усиленный рост префронтальной (лобной) области, а также поднятие и выравнивание поверхности мозга в его своде.Эволюционная морфология мозга свидетельствует о том, что у homo sapiens определенный размер и вес головного мозга не возрастал и не возрастает по сравнению с поздними палеоантропами. Те индивидуальные вариации данного признака, которые хотя и увеличились по сравнению с палеоантропами, не закреплялись генетически, оставаясь биологически нейтральными, средняя величина мозга остается прежней - начиная с верхнего палеолита и до наших дней. Как видно, социальность и разумность прямо не коррелировались с величиной головного мозга. Зато такая зависимость начинает проступать, когда измерению подвергаются по отдельности длина, ширина и высота головного мозга.
В философии и в ряде отдельных наук, в художественной литературе ставится и по-своему осмысливается вопрос, возможно ли создание искусственного интеллекта? Начальную теоретическую основу для формализации мыслительных процессов создала формальная логика Аристотеля. С тех пор задача создания искусственного интеллекта неизменно занимала ученых. Достаточно и" помнить, что первую логическую машину создал философ, богослов, поэт Раймунд Луллий (1235 - ок. 1815). Лейбниц мечтал о том времени, когда люди со временем вместо того, чтобы спорить, будут вычислять. С возникновением кибернетики актуализировалась задача создания искусственного интеллекта.
На современном этапе в создании искусственного интеллекта большую роль играют ЭВМ. В ряде случаев благодаря огромному действию ЭВМ удается реализовывать сложные математические процедуры, недоступные невооруженному головному мозгу. ЭВМ - усилитель человеческого интеллекта, но создать искусственный интеллект, а не отдельные его элементы, на современном этапе вряд ли возможно. Для формирования мышления недостаточно только мозгового субстрата или аналогичного ему сложного кибернетического устройства. Необходимо, чтобы:
• мозговой субстрат был частью активно приспосабливающегося к среде организма;
• организм выступал не только как биологический индивид, а был включен в более сложное социальное ценно, накапливал бы не индивидуальный, а социальный опыт, был включен в общественно-историческую практику. С этих позиций моделирование человеческого мышления в кибернетике означает не только моделирование мозгового субстрата, но и моделирование жизни и истории развития цивилизации.
К настоящему времени накоплен уже большой набор программ, предвосхищающих многие стороны искусственного интеллекта - для игры в шахматы, шашки, программы перевода с одного языка на другой, для автоматизации некоторых процессов музыкального, литературного и художественного творчества. Но это лишь небольшая часть задачи создания искусственного интеллекта. В связи с этим можно вспомнить прозорливые слова Гете:
Нам говорят "безумец" и "фантаст", Но, выйдя из зависимости грустной, С годами мозг мыслителя искусный Мыслителя искусственно создаст. |
Сознание имеет сложную структуру. Наиболее древний пласт сознания − чувственно-аффективный уровень. Сюда относятся ощущение, восприятие, представление, различного рода аффекты, т. е. устоявшиеся сильные самопроизвольные реакции человека на внешние раздражители (страх, ярость, боль, наслаждение).
К этому уровню можно отнести и страсти человека, т. е. устоявшиеся влечения человека (любовь, ненависть, обида, зависть). Преимущественно они контролируются разумом.
Следующий уровень – ценностно-волевой. Воля – способность человека ставить цели и мобилизовать себя для достижения целей. Эмоции – ценностноокрашенные реакции на внешние воздействия.
Важнейший уровень сознания – абстрактно-логическое мышление, выступающее в таких формах, как понятие, суждение, умозаключение, различные логические операции.
Необходимым компонентом сознания являются сознательное и бессознательное.
Характеризуя структуру сознания, выделяют такие его стороны, как общественное и индивидуальное сознание.
Общественное сознание - необходимая и специфическая сторона общественной жизни, оно является не только отражением изменяющегося общественного бытия, но осуществляет вместе с тем организующую, регулятивную и творчески-преобразующую функцию. Оно носит общественно-исторический характер. Это определенная совокупность идей, представлений, ценностных установок, нормативов общения, мышления и практической деятельности.
Необходимо выделять две плоскости анализа общественного сознания: описание содержания общественного сознания и описание способов существования явлений общественного сознания, что необходимо иметь в виду с точки зрения взаимосвязи индивидуального и общественного сознания.
Индивидуальное сознание есть сознание отдельного человека, который, конечно, немыслим вне общества. Сознание каждого человека с необходимостью включает и качестве своего основного содержания идеи, нормы, установки, взгляды и т. п., имеющие статус общественного сознания. Индивидуальное сознание − это единичное сознание, в котором в каждом отдельном случае свободно сочетаются черты, общие сознанию данной эпохи, черты особенные, связанные с социальной принадлежностью личности, и индивидуальные черты личности, обусловленные воспитанием, способностями и обстоятельствами личной жизни индивида. Онтогенез личности есть процесс социализации, присвоения социально значимых духовных ценностей.
Таким образом, индивидуальное сознание общественно в том смысле, что оно пронизано, организовано, насыщено общественным сознанием. Данное индивидуальное сознание может быть в ряде отношений богаче общественного сознания. Оно способно содержать в себе такие новые идеи, представления, оценки, которые отсутствуют в содержании общественного сознания и лишь со временем могут войти в него. Общественное сознание, рассматриваемое в плане его содержания, фиксировано в "социальной памяти" как необходимое условие его "живого" бытия во множестве индивидуальных сознаний.
Одной из важнейших характеристик сознания является его идеальность. Эта характеристика основана на гносеологическом противопоставлении сознания как идеального материальному. Дело в том, что образ, создаваемый в голове человека, не сводится ни к самому материальному объекту, находящемуся вне человека, ни к тем физиологическим процессам, которые происходят в мозгу.
Идеальное − философское понятие, характеризующее специфический способ бытия объекта, отраженного, представленного в психическом мире и жизнедеятельности сознания человека. Сознание есть субъективный образ объективного мира. Когда мы говорим о субъективности сознания, то мы, прежде всего, имеем в виду, что оно представляет не искаженное отражение действительности, а то, что отражение идет в формах сознания человека.
Идеальное всегда обладает материальным носителем, в качестве которого выступает не только его нервно-мозговой субстрат, но и выработанные в процессе исторического развития человека феномены культуры (например, язык и другие знаковые системы). В системе культуры и благодаря создаваемым ею продуктам (орудиям труда, искусству, науке, праву и т. д.) формируются различные формы идеального, которые не зависят от индивидуального сознания, однако вне деятельности человека, способного их воспринимать и созерцать, они существовать не могут. Возникая и развиваясь в недрах социальной практики, идеальное не только порождается материальным, но и способно активно его преобразовывать.
Рассмотренные выше измерения сознания, сложившиеся в рамках функциональной и субстанциальной парадигм его интерпретации (когда сознание рассматривается с точки зрения его материального носителя, предпосылок его происхождения и развития, его структурно-функциональных измерений и т. п.) не исчерпывают всего многообразия феномена сознания. Следует отметить, что как в современной философии, так и в науке, данные подходы не утратили своей значимости: функциональная парадигма сознания в широком контексте представлена в рамках философско-аналитической и научной традиции, субстанциальная модель сознания разрабатывается в рамках структуралистских и постструктуралистских концепций, редуцирующих сознание к феноменам языка и текста; формируются новые философские и естественнонаучные представления о сознании человека, связанные с экзистенциальными, феноменологическими и космическими его измерениями, уникальными и пока еще не всегда приоткрытыми тайнами человеческого бытия.
Предыдущая страница Проблема человека в философии и науке |
Содержание | Следующая страница Современная философская антропология |